Стратегическое назначение печати

Через три недельки в России начнет действовать новейший порядок согласования иностранных инвестиций в печатные СМИ: любые сделки с значимой (наиболее 25% акций) толикой в фаворитных газетах либо журнальчиках потребуют одобрения специальной правительственной комиссии. Такие конфигурации внесены в закон о иностранных инвестициях в стратегические отрасли, они вступают в силу 6 декабря.

Эти конфигурации еще больше усложнят иностранные инвестиции в медиакомпании. Не так давно Госдума уже ограничила 20% иностранное владение хоть какими СМИ, но эта норма начнет действовать лишь с 2016 г.

На данный момент иностранное владение СМИ ограничено (менее 50%) для эфирных телеканалов и радиостанций, которые вещают на местности, где проживает половина и поболее населения России, также для газет и журналов тиражом отдельного номера в 1 млн экземпляров и поболее. Крайняя норма содержится как раз в законе о иностранных инвестициях.

Сейчас стратегическими будут считаться СМИ с значительно наименьшими тиражами. Ежели СМИ выходит два и поболее раза в недельку - 15 млн экземпляров совокупного тиража в год, раз в недельку - 2,5 млн, раз за месяц - 0,7 млн экземпляров. У каждодневной газеты - около 250 выпусков в год, у еженедельника - около 50, у ежемесячника - 12, следовательно, хоть какое СМИ с тиражом номера наиболее 60 000 экземпляров (50 000 для еженедельника) подпадает под новое ограничение.

У фаворитных СМИ тиражи больше. Каждомесячные: Cosmopolitan - 800 000 экземпляров, Marie Claire - 290 000, «Афиша» - 265 000, Maxim - 175 000, Forbes - 100 000 экземпляров (данные с их веб-сайтов).

Тираж почти всех еженедельников тоже выше порога: у «Теленедели» он 1,2 млн экземпляров, у «Стархита» - 650 000, у Grazia - 100 000, у «Денег» - 60 000. Превосходят порог и тиражи фаворитных каждодневных газет: столичного выпуска Metro (520 000 экземпляров, тут и дальше - фактический тираж крайнего вышедшего номера), столичного выпуска «Комсомольской правды» (400 023), «Спорт-экспресса» (196 833), «Труда» (220 000), «Коммерсанта» (104 249), «Известий» (142 100), «Ведомостей» (75 000).

Так что сейчас при покупке иностранцами 25% и поболее толикой либо акций в издателе такового СМИ необходимо одобрение чиновников. Клиент должен подать заявку в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), она разглядит ходатайство и передаст его вкупе с отзывом в правительственную комиссию по иностранным инвестициям - для окончательного решения.

ФАС и комиссия далековато не постоянно одобряют сделки иностранцам. В 2008 г. Гугл не разрешили приобрести систему контекстной рекламы «Бегун», а в 2010 г. Disney не сумел приобрести у Ивана Таврина «Медиа 1ТВ» - сделка была одобрена лишь опосля того, как партнером Таврина стал Алишер Усманов. Бывали случаи, когда комиссия задумывалась чрезвычайно долго. К примеру, она более одного года в 2008-2009 гг. разглядывала заявку ТНК-BP на повышение толики в «Верхнечонскнефтегазе».

Необходимость получить согласие комиссии может усложнить продажу толики финской Sanoma в издательском доме Sanoma Independent Media (посреди остального издает газету «Ведомости»). Южноамериканская Hearst, партнер финнов в одной из компаний этого ИД - Fashion Press (Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire и др.), - хочет пользоваться преимущественным правом покупки толики в данной нам компании, молвят источники «Ведомостей», близкие к обеим сторонам. Делему для американцев сделало практически одно слово в законе о иностранных инвестициях - что иностранные инвесторы, владеющие «более чем 50%» акций компании, могут не согласовывать с правительством повышение толики. Hearst принадлежит ровно 50% Fashion Press. Человек, близкий к Hearst, произнес, что компания работает над решением данной для нас препядствия.

Когда есть закон о ограничении иностранного капитала в СМИ 20%, эти поправки кажутся ненадобными, говорит гендиректор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков: «Они разрешают государству определять, в какие СМИ разрешать инвестировать иностранцам, а в какие - нет. Как правительство относится к СМИ с иностранным капиталом, стало ясно при принятии поправок о 20%».

Гендиректор «Пронто-Москва» (газета «Из рук в руки», заходит в турецкий холдинг Trader Media East) Николас Дадиани поведал «Ведомостям», что не лицезреет опасности со стороны этих поправок, но консультируется с юристами и законодателями, чтоб найти порядок работы в дальнейшем.

В Bauer Media Group и Conde Nast не смогли отдать комменты, гендиректор Axel Springer Russia Регина фон Флеминг отказалась от комментариев.