Взрослые, которые не хотят взрослеть

Atlantico: Явление «кидалтов» на данный момент в особенности активно набирает обороты в Южной Корее: идет речь о юных людях от 20 до 40 лет, которые растрачивают огромную часть заработков на игрушки вроде конструкторов LEGO либо дорогие сверхтехнологичные утехи. Получило ли оно такое же распространение во Франции?

Мишель Физе: Все это отлично видно на примере видеоигр: их главные потребители уже не дети, которые в прошедшем стали первопроходчиками в данной области, а взрослые люди. Ежели упрощать, можно огласить, что эти взрослые - те бывшие дети, которые начали играться с малых лет и до этого времени продолжают это делать. Но мне кажется, что таковая ситуация почти все говорит о нашем переживающем кризис обществе. Потому полностью естественно, что взрослые пробуют запамятовать о этом упадке.

Не считая того, мы живем в обществе, которое один великий этнолог именовал «обществом развлечений»: тут все сводится к игре, утехам и шутовству, примеры которого каждый день возникают в вебе, пусть даже и служат для неплохого дела. А именно это касается нашумевшей кампании с обливанием ледяной водой.

В нашем мире от сурового стараются держаться в стороне. Но суровое значит взрослое. И ежели мы несерьезны, тем мы отстраняемся от нашего возраста. Необходимо смотреться юным, что сначала отражается в манере одеваться. Встречаются даже 50-летние люди, которые в голове как дети и ведут себя точно таковым же образом. Это, кстати говоря, припоминает о таком явлении как «лолиты», другими словами матерях и дочерях, которые идиентично одеваются и везде прогуливаются совместно. Мне как-то и самому попалась на глаза таковая парочка: было трудно огласить, кто из их мама, а кто - дочь! Схожее рвение казаться юным толкает на глуповатые и инфантильные поступки, как некогда было с програмкой «Чудаки», хотя на данный момент все это, естественно, давняя история.

- Что непосредственно представляет собой кидалт?

- Идет речь о не на сто процентов независящих юных (не чрезвычайно) людях, которые пробуют еще чуток подольше продлить свою молодость.

В данном случае возникает вопросец о синдроме Питера Пэна, мальчугана, который не желает расти, как нынешние мужчины и дамы. Взросление, старение - все это страшные вещи. Погибель и старость - это все для остальных. И ежели я пробую казаться молодее, чем я есть, это делает иллюзию сохранности.

- Разве обязанности и интересы взрослого человека не противоречат покупке видеоигр, консолей, дронов и LEGO? Как в одном и том же человеке могут уживаться взрослый и ребенок?

- Их сосуществование опирается на точное разделение меж неотклонимой и «настоящей» жизнью, другими словами жизнью, которую выбирает сам человек. Рабочее время (для тех, у кого есть работа) носит принужденный нрав, и в сегодняшние времена высокой конкуренции время от времени с ним бывает чрезвычайно невесело. Хотя неким удалось скооперировать работу и развлечение (к примеру, в разработке видеоигр), большая часть ожидают конца дня, чтоб, в конце концов, почувствовать свободу, воплотить то, что происходит у их в голове. В обществе вполне пропали понятия нелепого и смешного, людей уже ничем не поразить. В прошлые времена меж возрастами была точная граница, то же самое относилось и к полам: мальчишки не носили розовое и сумочки… Схожее казалось просто немыслимым.

- Проявляется ли эта тенденция в отношении к праздничкам? Различаются ли подарки «кидалтов» от подарков их родителей в 1970-1980-х годах? Поменялось ли и их количество?

- Мне будет трудно ответить на этот вопросец. Не имея на руках всех данных, можно только делать догадки.

Празднички по-прежнему отмечают подарками, но кризис сказался и на их: бюджеты на данный момент ограничены. И это осложняет оценку глобального дела к Рождеству данной группы взрослых.

Это может прозвучать феноминально, но мне не кажется, что Рождество сейчас уже не такое огромное событие, каким было ранее.

Сейчас празднички бывают намного почаще, для этого может послужить хоть какой предлог. У нас даже возвращают к жизни старенькые и позабытые празднички либо перенимают те, которые не являются частью нашей культуры, к примеру, Марди Гра и Хеллоуин. Рождество все еще играет важную роль, но не так, как ранее. В крайние годы оно быстрее служит оправданием для безудержного употребления, разрешением брать больше, чем необходимо.

- С чем соединены такие перемены? Что стало главным фактором в переходе от общества, в каком взрослые ни во что не игрались, к обществу, где игра обхватывает представителей всех возрастов?

- 1960-е годы пошатнули устоявшийся принцип авторитета. Это стало первым шагом к разъяснению сегодняшней тенденции.

Дальше, у нас шло формирование общества независящих друг от друга людей заместо соц классов, которые работали по системе специфичных ценностей. Сейчас человек живет сам по для себя, без ориентиров и коллективных ценностей, общества, которое диктует ему его поведение.

Конкретно в этот момент возникла цивилизация развлечений, о которой я уже говорил. Она представила большущее множество способностей отрыва от реальности. Крайним ее воплощением стал веб. Эта кризисная ситуация породила общество, которое можно было бы охарактеризовать как «Диснейленд». В кризисных критериях можно было бы ждать пробуждения активности людей, но они предпочли смирение: что еще остается на фоне глобализации без другой идеологии? Поразвлечься, забыться, отступить от реального.

- Взрослые с синдромом Питера Пэна стают нормой?

- Эта тенденция еще не стала повальной. Посреди взрослого населения существует множество самых различных категорий, от обычных до самых что ни на есть современных. Не считая того, даже самый суровый взрослый может дозволить для себя расслабиться. Джефф Кунс стал красивым примером такового взрослого, который сумел сохранить свою детскую сторону: удачный бизнес не мешает ему делать статуи надувных собачек и Попая. Ностальгия по детству перевоплотился для него в профессиональную деятельность.

Мишель Физе (Michel Fize) - социолог, сотрудник Государственного центра исследований.