Уже 20 лет Дэвид Гилмор в основном занят тем, что пробует сделать Pink Floyd достоянием прошедшего. Группа побила рекорды кассовых сборов во время тура с альбомом «The Division Bell» 1994 года, но музыкант утомился от жизни рок-героя. «Все воспринимало куда огромные масштабы, чем мне нравится, - говорит он. - Меня не устраивало отсутствие связи с аудиторией». Певец и гитарист сконцентрировался на собственных малеханьких детях и время от времени выпускал сольные альбомы. Не так давно у него возникло очередное дело - крайняя джем-сессия Pink Floyd, состоявшиеся в 1993 году. Pink Floyd - к тому времени группа уже практически 10 лет была без собственного основоположника и главенствующего создателя песен Роджера Уотерса - записали 20 часов музыки, чтоб позже составить эмбиентный диск, который планировалось включить в альбом «The Division Bell». От этого плана они в конечном счете отказались. Несколько лет назад Гилмор отыскал кассеты и был приятно удивлен. «Я сообразил, что из этого можно кое-что извлечь», - говорит он.
Ко всеобщему удивлению, гитарист решил оживить этот материал. Они с барабанщиком Ником Мэйсоном добавили новейшие партии и превратили старенькые записи в альбом «The Endless River», в основном состоящий из инструменталов. Гилмор клянется, что диск знаменует собой конец Pink Floyd. «На этом альбоме все есть, что у нас было ценного, - говорит он. - Пробовать это повторить - означает применять второсортный материал, а я так не делаю».
Работа Дэвида Гилмора в превью альбома Pink Floyd «The Endless River»
Поклонникам не стоит ожидать тура в поддержку «The Endless River» - он не может состояться без клавишника Рика Райта, который погиб от рака в 2008 году. «Без него не выходит, - говорит Гилмор. - Мне чрезвычайно нравится моя жизнь и моя музыка. В их нет места для Pink Floyd. Мысль о том, что необходимо продолжать, принуждает меня пробуждаться в прохладном поту».
«The Endless River» - во многом трибьют Райту. Тут нет вокала, и его клавишные выходят на первой план фактически в каждом треке. «Мы с Роджером постоянно производили столько шума, на записях и в прессе, что о Рике, кажется, слегка запамятовали, - говорит Гилмор. - Но он был никак более принципиальным человеком, чем другие в данной группе. Что бы мы ни делали, он постоянно добавлял в музыку целый звуковой пейзаж. Такое не воспроизведешь».
Пластинка звучит как классический Pink Floyd, напоминая инструментальные пассажи из «Welcome To The Machine», «Echoes», «Shine On You Crazy Diamond» и некие их ранешние, наиболее экспериментальные работы конца 60-х - начала 70-х. «В этом альбоме почти все возвращает нас в прошедшее, - говорит Мэйсон. - Смешно, вот ты садишься и перед тобой незапятнанный лист, а в конце концов, сколько бы ты ни пробовал, все равно приходишь к обычным барабанным сбивкам. Понимаешь, что просто для тебя так комфортно».
Альбом состоит из 18-ти треков, которые поделены на четыре различные секции. «Я набрал в Гугле 'Сколько продолжается часть в классической музыке?', - ведает Фил Манзарена, гитарист Roxy Music, ставший сопродюсером альбома. - Оказалось, что приблизительно столько, сколько продолжается сторона грампластинки - около пятнадцати минут, так что мы сделали четыре таковых части. Сначала мы просто работали со старенькыми записями, а позже Дэвид решил, что они желают сыграть новейшие партии, тогда и он оказался за рулем корабля-призрака Pink Floyd».
Рецензия RS: Pink Floyd - «The Endless River»
Альбом завершается «Louder Than Words» - единственной песней со словами. Слова написала супруга Гилмора писательница Полли Сэмсон, создатель почти всех текстов и на «The Division Bell». Композиция кажется итогом повести о Pink Floyd, в какой не вышло без взаимных нападок Уотерса и бывших членов его группы. «Мы ругаемся и поливаем грязюкой, - поет Гилмор. - Оскорбляем друг дружку, смотря в глаза, / Но то, что мы делаем вместе… это громче слов».
Гилмор никогда даже не разглядывал идею привлечь Уотерса к работе над альбомом. «Для меня загадка, почему вообщем кто-то задумывается, что то, что мы делаем сейчас, имеет к нему отношение, - говорит Дэвид. - Роджер утомился быть членом поп-группы. Он очень привык все делать один. Он плохо подступает для вещей, в каких есть хоть некий элемент демократии. К тому же мне было 30 с кое-чем, когда Роджер покинул группу. На данный момент мне шестьдесят восемь. Еще полжизни прошло с того времени. Навряд ли у нас осталось много общего».
Музыканты не один раз игрались с Уотерсом в крайние годы. В 2005 году Pink Floyd в полном классическом составе триумфально выступили на благотворительном концерте из серии «Live 8». В 2010-м Гилмор отдал совместно с Уотерсом благотворительное шоу, а через год они с Мэйсоном игрались на одном из концертов Уотерса. Сумеет ли что-то вынудить Гилмора опять выступить с Уотерсом? «Не стану этого исключать, - говорит Дэвид. - Но очень-очень сомневаюсь, что это будет что-то большее, чем один небольшой благотворительный концерт».
Но намечается еще кое-что, что не может не порадовать поклонников Pink Floyd: новейший сольный альбом Гилмора. «Работа над ним идет чрезвычайно отлично, - докладывает он. - Есть несколько черновых версий, которые нужно доделать - а некие и переработать. Осталось работы на несколько месяцев. Я надеюсь выпустить его в последующем году. А позже надеюсь поехать в 'стариковский тур', двести концертов мне не нужны».
Гилмор мог бы просто собирать стадионы, но он желает выступать наиболее камерно - как во время собственных крайних гастролей в 2006 году. «Пока мы серьезно это не обсуждали, - говорит он, - но места вроде Radio City Music Hall мне кажутся пригодными по атмосфере».
А Мэйсон, кажется, готов отправиться в турне хоть завтра. «Если Дэвид уйдет на покой, Pink Floyd будет в моем полном руководстве, - говорит он. - Я поеду в тур и сыграю все песни с альбома 'Dark Side Of The Moon' - лишь партию ударных. Будет скучно. Но я шучу, конечно».
Но барабанщик по-прежнему надеется, что Гилмор передумает. «Я думаю, что когда я умру и меня похоронят, - добавляет он, - на могильном камне напишут: Я не на сто процентов уверен, что группе и вправду конец».