Из-за ослабления рубля в российском кинобизнесе назревает суровый кризис независящей дистрибуции западных картин.
- Ослабление рубля будет иметь трагические последствия для всех, кто покупает зарубежное кино. За крайние полгода курс бакса возрос практически вдвое, соответственно возросла и закупочная стоимость, - произнес «Известиям» программный директор компании Cinema Prestige Миша Додзин.
Сумма сделки в зависимости от картины может варьироваться от пары 10-ов тыщ баксов до пары миллионов. Как отметил Миша Додзин, киноленты изредка покупаются в законченном виде.
- В основной массе сделки совершаются, когда создание картины находится на исходной стадии. До ее выхода на экраны нужно ожидать еще год, а то и два. Представьте компанию, которая заплатила два года назад 20% от общей суммы, а на данный момент обязана доплатить оставшиеся 80%. Когда картина стоит $15 тыс., это можно пережить. Когда несколько миллионов - это уже фатальный удар, - выделил Миша Додзин.
В новейших критериях тяжелеет окупить издержки в прокате. Как отмечает управляющий отдела аналитики издания «Бюллетень кинопрокатчика» Андрей Белоснежный, выручка в рублевом выражении остается на том же уровне, повышение цен на билет за год будет в обычных для промышленности пределах - 5-10%. У российских дистрибуторов не остается другого выбора, как добиваться понижения цен по уже работающим и новеньким контрактам, но на ноябрьском кинорынке в Лос-Анджелесе эти пробы не увенчались фуррором.
Сопредседатель Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов уверен, что на будущем кинорынке в Берлине, который состоится сразу с Берлинским кинофестивалем в феврале 2015 года, получится достигнуть существенных уступок.
- Мы на данный момент переживаем переходный период, который не может затянуться. Система перестроится, торговцы приспосабливаются к новенькому курсу и введут новейшие закупочные цены - это в их же интересах. Опосля Берлинского кинорынка, уверен, для всех станет разумеется, что старенькых цен больше не будет никогда, - считает Сельянов.
Единственные игроки на российском рынке, которых на затронет денежный кризис, - это голливудские мейджоры, имеющие официальные российские подразделения: Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing (WDSSPR), Universal Pictures Inernational, Twentieth Century Fox. Официальным дистрибутором кинофильмов Warner Bros. в России является компания «Каро Премьер». Продукцию Paramount в России прокатывает «Централ Партнершип», которая также занимается дистрибуцией картин остальных компаний и производит свой контент.
Всем сиим компаниям нет необходимости брать киноленты за валюту, что дозволит им пережить кризис и вытеснить с рынка независящих дистрибуторов, уверена Инна Слаповская, глава отдела кинопроката West.
- Даже ежели западные партнеры пойдут на уступки, кардинально ситуацию это не изменит. При худшем сценарии компании будут закрываться. Снизится общее количество кинофильмов в прокате, или снизится высококачественный уровень этих кинофильмов. Брать дорогие независящие проекты станет очень трудно, и почти все компании будут обязаны перейти на что-то потенциально успешное, но не отличающееся большими художественными плюсами - те же молодежные комедии, к примеру. Рынок будет монополизироваться голливудскими мейджорами, - уверена Ира Слаповская.
Директор компании Utopia Pictures Максим Кузьмин отметил, что денежный кризис решительно усилит разрыв меж независящими дистрибуторами и мейджорами и приведет к полному уходу арт-кино из кинозалов.
- Мы опять потеряем зрителя, чье доверие так долго и упрямо зарабатывали. В итоге аудитория остается один на один с голливудским студийным кино и будет массово глупеть, - считает Кузьмин.
По мнению управляющего отдела аналитики издания «Бюллетень кинопрокатчика» Андрея Белоснежного, опосля девальвации рубля произойдет перераспределение кассовых сборов в пользу «проверенных картин с положительным 'сарафаном'.
- Но тут есть и положительная сторона: российский прокат на данный момент, к огорчению, полон низкосортных кинофильмов, которые больше не выходят фактически нигде в мире. Кинозалы часто подхватывают эту волну и ставят такие картины в репертуар, ничего на этом не зарабатывая, но отбирая сеансы и сборы у успешных кинофильмов, которые могли бы отлично работать в прокате не 2-3 недельки, а 5-6. Полностью может быть, что кризис оздоровит прокат: неплохой продукт всё равно отыщет собственного дистрибутора и дойдет до кинозалов, уверен эксперт.
По данным 'Бюллетеня кинопрокатчика' на 14 декабря, в 2014 году голливудские студии (Disney, Sony, Paramount, Warner Bros., Fox, Universal) выпустили в российский прокат 72 кинофильма (15,4%). Все другие (независящие дистрибуторы и дистрибуторы российского кино) - 396 (84,6%). Но по сборам пропорция совсем другая. Мейджоры собрали 29,4 миллиардов рублей (65,8%), все другие - 15,3 миллиардов рублей (34,2%). Посреди более больших независящих дистрибуторов забугорного кино.