Режиссер - Ксавье Долан
В ролях - Энни Дорвал, Антуан-Оливье Пилон, Сюзанн Клеман
На московскую премьеру собственного 5-ого кинофильма «Мамочка» в Гоголь-центре Ксавье Долан не приехал. Официальная причина - нескончаемые пресс-туры. Неофициальная - несчастная российская гомофобия. «Я к для вас как-нибудь выберусь. Лишь не знаю, когда, - заявил Долан в открывшем показ 'Мамочки' видеообращении. - В один прекрасный момент в России (самой нетолерантной в Европе стране) станут наиболее доброжелательно относиться к таковым, как я. Другим. Ну, вы поняли». Практически через пару дней, вообщем, этот же Гоголь-центр как ни в чем же не бывало посетил очередной «иной» - Франсуа Озон. Герой его крайней работы «Новая подружка» - трансвестит, как и в третьей ленте Долана «И все таки Лоранс». Но для обоих режиссеров вопросец половой принадлежности отступает на 2-ой план по сопоставлению с наиболее глобальными и всепригодными неуввязками - конфликта поколений, поиска собственного места и предназначения в мире и отчаянной тоски по искренней и незапятанной любви. Конкретно над сиим размышляет Долан в «Мамочке» - ежели не наилучшей, то уж точно самой зрелой и вдумчивой картине в его маленькой, но насыщенной фильмографии.
Замечательная актриса Анн Дорваль очевидно неровно дышит к ролям рефлексирующих матерей-одиночек. В долановском дебюте «Я убил свою маму» она неудачно находила общий язык с сыном-подростком в выполнении самого девятнадцатилетнего Ксавье, а в «Воображаемых любовниках» махнула рукою на богемные чудачества кудрявого отпрыска-бонвивана Нильса Шнайдера.
Ее «мамочка» Диана - дама мощная и независящая, посиживать в 4 стенках и быть домохозяйкой очевидно претит ее самолюбию, потому уход за импульсивным Стивом (Антуан Оливье-Пилон) она тянет на для себя, как ярмо, разрываясь меж любовью к нему и желанием жить собственной жизнью. Шататься по ресторанам и барам, гулять с подругами, встречаться с мужчинами. Стив же мучается от странной консистенции синдрома Туретта, недостатка внимания и завышенной гиперактивности, и внезапные неконтролируемые вспышки ярости делают из проницательного и ласкового паренька злостного невротичного монстра. Взрывоопасность отношений Стива и Дианы уравновешивается флегматичностью их соседки Кайлы (Сюзанн Клеман), тихой заикающейся учительницы, которая соглашается давать парню личные уроки.
Невзирая на общие мотивы межпоколенческой вражды, какую-либо связь «Мамочки» со своими прошлыми лентами Долан категорически отрицает. И вправду, тут он вышел на принципиально новейший уровень мастерства, представив камерную, в общем-то, историю не только лишь очами молодого «бунтаря без причины», а как будто в трехмерном измерении, со стороны представителей различных личных архетипов. И в этом менаж-а-труа, сначала, психическом, хоть не лишенном налета сексапильности, энергетика хлещет через край, эмоции зашкаливают, а на удивление органичное актерское трио показывает таковой высокий уровень мастерства, что сам Станиславский, сойди он с небес на грешную Землю, рукоплескал бы им стоя.
Непривычный формат изображения 1:1 (либо, проще говоря, «квадрат»), использованный Доланом еще в клипе Indochine «College Boy», дозволяет ему выбрасывать из кадра все избыточное, разглядывать героев, как под микроскопом, вчитываться в их лица и препарировать чувства, также концептуально очертить ограниченность мирка, в каком они обязаны существовать.
Границы кадра растягиваются всего два раза, не ради опыта с формой как такового - ну и вообщем, вид «Мамочки» еще наиболее сдержан и гармоничен, чем, скажем, хипстерская вычурность «Воображаемых любовников» либо галюциногенная макабричность «Тома на ферме».
Подобно героям ранешних лент Жана-Люка Годара, разделившего с Доланом Приз жюри 67-го Каннского кинофестиваля, Стив и Диана изо всех сил пробуют прорвать рамки экзистенции, узнать свою суть, пережив глубочайший внутренний кризис, обрести свободу и равновесие в этом, мягко говоря, не самом уравновешенном и миролюбивом мире. Но ни мир этот, ни героев, смятенные души которых мечутся из крайности в крайность, Долан не судит не клеймит - он только пристрастно следит. И фиксирует наблюдаемое со стихийной непринужденностью и наибольшей естественностью.
К 25 годам Ксавье Долан сделал путь от «анфан терри6ля» независящего кино до иконической фигуры инстаграм-поколения, режиссера энергичного и уверенного в для себя, с известным авторским почерком и безукоризненным чувством стиля. Сходу опосля каннской премьеры «Мамочки» восторженное согласие на роль в английском дебюте Долана, «Жизнь и погибель Джона Ф. Донована», отдала Джессика Честейн, а сам кинофильм Канада выдвигает на «Оскара». Предоставим экранным родительницам разбираться с их неугомонными чадами как им заблагорассудится. Мама же самого Ксавье, кажется, полностью может им гордиться.