В целом половину оборота недельки, который составил около 40 млн, и все рекорды сделал Christie`s. Этот аукционный дом собрал в целом 20,2 млн, при этом 13,3 млн из их дали две рекордные картин - Валентина Серова и Юрия Анненкова, и из красочных топ-лотов больше ничего не продано; в разделе живописи ушло лишь 40% лотов, но прикладное искусство раскупили еще удачнее, так что средний уход поднялся до 57%. Sotheby`s сделал всего около 11 млн со средним уходом гораздо меньше 50%, самый маленький спрос был на вечерних торгах и аукционе современного искусства, на их продано около трети лотов, повыше - на дневных и прикладного искусства; лишь одна картина - «Бахчисарай» Бориса Кустодиева - стоила дороже миллиона (1,3 млн).
MacDougall`s набрал 7,7 млн со средним уходом около трети лотов, но продал две картины дороже миллиона (Иван Шишкин «Сухостой» и Николая Рериха «И мы продолжаем лов», по 1,2 млн), и еще пяток по полмиллиона, так что общественная сумма вышла применимой. Bonhams собрал около 2 млн с уходом 37%, из топ-лотов продан лишь один, при этом приметно дешевле ожидаемого (Александр Яковлев, 302 тыс. за «Ложу театра в Пекине».)
Исходя из убеждений цен налицо тенденция брать неповторимые вещи за любые средства, в остальном покупатели стремились экономить, выбирали ежели на самое наилучшее, то самое доступное.
Исходя из убеждений тем и разделов: классика вечно жива. Петр Верещагин и Василий Верещагин, Орловский и Крыжицкий, Жуковский и Семирадский воспользовались спросом на всех торгах. Айвазовский слегка выпал из обоймы, так как цены на него заходят на неуютную для сегодняшнего покупателя местность - выше 300 тыс. Ежели марина была маленькая не чрезвычайно финансово накладная, торговались с наслаждением, как на Bonhams.
Борис Григорьев, один из самых возрастающих в стоимости создателей, ослабел - большая часть вещей не приобрели, даже торс бронзово-загорелого отпрыска. Вообщем, на Christie`s взяли «Портрет актера Николая Подгорного в роли Пети Трофимова» (266 тыс.), а на MacDougall`s «Портрет Сельмы» (338 тыс.). Произведения Николая Фешина не приобрели ни на одном аукционе, даже чрезвычайно прекрасный и с историей «Портрет Дуэйн» на MacDougall`s. Кстати, практически в эти дни фонд семьи Филатовых Art Russe проводит презентацию приготовленной ими книжки о Фешине в Казани, наверно глаз поклонников этого художника развернулся в сторону, противоположную Лондону.
На Николая Рериха спрос резко свалился, а ведь все уже привыкли к тому, что работы великого мыслителя берут любые - мелкие, огромные, гималайские и нет. Одним из основных покупателей был Борис Булочник, обладатель лишенного лицензии Мастер-банка, своим энтузиазмом державший конкурентов в напряжении; сейчас у него остальные заботы, оппоненты тоже решили воздержаться. Потому на всех торгах приобрели лишь пару-тройку малеханьких пейзажиков, и MacDougall`s удалось реализовать огромное полотно «И мы продолжаем лов» за 1,2 млн - при этом клиент был не российский, а германец. Конкретно отсутствие спроса на Рерихов так подвело Bonhams - работы художника составляли ядро аукциона, и они не ушли. А ведь ровно годом ранее «Труды Богородицы» были проданы на аукционе Bonhams за невиданные для российского 7,8 млн.
Соцреализм - новейший, лишь что сформировавшийся и таковой перспективный тренд увял. Но не погиб - картину Жору Нисского из собрания Интернациональной конфедерации союзов живописцев приобрели за 600 тыс., что, естественно, не прошлогодние 1,8 млн, но все равно много. Юрия Пименова и Виктора Попкова не взяли. На MacDougall`s бодро и недорого разошлись мелкие работы Владимира Стожарова и Братьев Ткачевых, и за 454 тыс. куплен шикарнейший «Портрет супруги художника» Владимира Лебедева 1958 года; «Девочка с кроликом» Дмитрия Налбандяна подорожала в три раза и ушла за 85 тыс.
Современное искусство: Жора Гурьянов по-прежнему фаворит аукциона Sotheby`s «Современный Восток», который в целом удался ужаснее, чем в прошедшем году. Правда, Владимир Вейсберг раскуплен, на MacDougall`s Наталью Нестерову и Леву Пурыгина берут, видимо, постоянно, и, может, это даже не российские покупатели. Любопытно, что сразу в Москве прошел аукцион современного искусства Vladey с этим же фаворитом в лице Жору Гурьянова (€108 тыс.); в Москве продали работу Тимура Новикова, в Лондоне - нет. И уходу лотов на столичных торгах можно позавидовать - 71% всего на сумму €838 тыс. В Лондоне еще прошел небольшой тематический аукцион Максима Боксера, на нем продано российского 66% предложенного метафизического на умеренную сумму 70 тыс., но перечень имен с столичным либо сотбисовским не совпадает.
В области декоративно-прикладного искусства чудеса: на Christie`s оно прошло просто непревзойденно, с рекордами на российский и русский фарфор, на Sotheby`s - нормально, практически как традиционно. У Bonhams прикладное обычно чрезвычайно высококачественное и успешное - но сейчас, через один день опосля Christie`s-Sotheby`s, здесь почему-либо не брали, зал вообщем был практически пустой. На MacDougall`s Фаберже, серебро и эмали провалились совсем, хотя по составу раздел практически не различался от соперников.
Накануне торгов английский журналист и аналитик Саймон Хьюитт представил подробное исследование российского рынка, обобщив итоги английских аукционов 2007-2014 года. Согласно нему, выходит, что состоявшаяся неделька еще не самая нехорошая - в летнюю пору 2009 года было всего 30,7 млн, в зимнюю пору 2009 года - 40 млн (пик пришелся на зиму 2007 года с 96,6 млн). А усредненный уход лотов не поднимался выше 64% даже у фаворитного по данной нам позиции Christie`s. Но и торговцы, и покупатели к концу торгов были совершенно поникшие, а ведь рынок искусства, и в особенности российского, чрезвычайно субъективен и может реагировать на настроения чуток ли не посильнее, чем на формальные экономические происшествия.
Татьяна Маркина